Латунь, от немецкого Latun, это двойной или многокомпонентный сплав на основе меди, где основным легирующим элементом является цинк (до 50%), иногда с добавлением олова, никеля, свинца, марганца, железа и других элементов. Хотя цинк был открыт только в XVI веке, латунь была известна уже древним римлянам, т.е. до н.э. До конца XVIII в. латунь получали плавкой меди с цинковой рудой, смешанной с древесным углём. В XIX в. этот способ был вытеснен прямым сплавлением меди с металлическим цинком, такая латунь впервые была получена в Англии в 1781 году. В Западной Европе и России в XIX веке латунь использовали в качестве поддельного золота.
Латунь имеет плотность — 8300—8700 кг/м³, удельную теплоёмкость при 20 °C — 0,377 кДж·кг−1·K−1 и удельное электрическое сопротивление — (0,07-0,08)×10−6 Ом·м. Температура плавления латуни в зависимости от состава достигает 880—950 °C. Латунь плавится при температуре ниже точки плавления меди, с увеличением содержания цинка температура плавления понижается. Латунь достаточно хорошо сваривается и прокатывается. Хотя поверхность латуни, если не покрыта лаком, чернеет на воздухе, в общем, она лучше сопротивляется действию атмосферы, чем медь и намного медленней изнашивается. Латунь имеет жёлтый цвет и отлично полируется, поэтому широко используется в качестве недорогих декоративных покрытий и изделий «под золото».
Варьирование температуры обработки и массовой доли (и состава) примесей позволяет получать различные механические свойства латуней. Некоторые латуни куются и обрабатываются только «на холодную», некоторые – только при определенном нагреве. Но все латуни, при нагреве около 90% от точки плавления, становятся хрупкими, что позволяет их дробить в мелкодисперсный «песок».
Висмут и свинец оказывают вредное влияние на латунь, уменьшая способность к деформации в горячем состоянии.
Благодаря хорошей обрабатываемости давлением в горячем и холодном состояниях, высоким механическим свойствам, красивому цвету и сравнительной дешевизне, латуни являются самыми распространёнными из медных сплавов. Легкость обработки позволяет получать латунные листы, ленты, прутки, трубы, вить пружины и ламели, пружинные контакты, проволоку, а также штамповать детали любой сложности (деформируемые латуни), изготавливать отливки (литейные латуни, При увеличении содержания цинка, цвет латуни изменяется от красноватого до светло-желтого.
Простые латуни это сплавы меди только с цинком. Латуни, содержащие до 10% Zn, называют томпаками, а от 10 до 20% — полутомпаками. Такие сплавы, отличаются хорошей коррозионной стойкостью и повышенной пластичностью, их используют для изготовления радиаторных и конденсаторных труб, листов и ленты для плакирования стали. Латунь, содержащую около 30% Zn и способную к глубокой вытяжке, называют патронной и широко применяют для изготовления изделий холодной штамповкой, а также прессованием и волочением. Латуни используются также в общем машиностроении, приборостроении, теплотехнике и многих др. отраслях промышленности.
Для улучшения механических, антикоррозионных и других свойств, к двойным сплавам меди с цинком добавляют алюминий, олово, железо, марганец, никель, кремний, свинец и другие элементы (в сумме примерно до 10%). Многокомпонентные (или специальные) латуни называют алюминиевыми, кремнистыми, алюминиево-никелевыми, железомарганцовистыми и т. п. Латунь, содержащая около 15% Zn и 0,5% Al, имеет красивый золотистый цвет и повышенную стойкость против атмосферной коррозии; такой сплав используют как заменитель золота для знаков отличия и художественных изделий. Латуни с добавкой до 1,5% Sn (так называемые морские латуни) имеют повышенную стойкость против коррозии в морской воде. Добавка свинца (до 3%) делает стружку ломкой и позволяет получать при обработке резанием поверхность высокой чистоты (автоматная латунь). Свинцовистые латуни применяются в автомобильной и часовой промышленности (часовые латуни).
Многие латуни, содержащие более 20—30% Zn, склонны к коррозионному растрескиванию из-за одновременного действия остаточных напряжений в изделии и коррозионного воздействия аммиака, а также сернистого газа во влажной атмосфере. Это явление называют сезонной болезнью латуни, т. к. усиленное коррозионное растрескивание происходит в месяцы с повышенной влажностью воздуха. Растрескивание предотвращают, применяя отжиг для уменьшения остаточных напряжений (при 250—300°С).
Порядок маркировки
Принята следующая маркировка. Сплав латуни обозначают буквой «Л», после чего следует буквы основных элементов, образующих сплав. В марках деформируемых латуней первые две цифры после буквы «Л» указывают среднее содержание меди в процентах. Например, Л70 — латунь, содержащая 70 % Cu. В случае легированных деформируемых латуней указывают ещё буквы и цифры, обозначающие название и количество легирующего элемента, ЛАЖ60-1-1 означает латунь с 60 % Cu, легированную алюминием (А) в количестве 1 % и железом в количестве 1 %. Содержание Zn определяется по разности от 100 %. В литейных латунях среднее содержание компонентов сплава в процентах ставится сразу после буквы, обозначающей его название. Например, латунь ЛЦ40Мц1,5 содержит 40 % цинка (Ц) и 1,5 % марганца (Мц).
Деформируемые латуни
Томпак (фр. tombac, от малайск. tambaga — медь) — латунь с содержанием 90—97% меди. Обладает высокой пластичностью, антикоррозионным и антифрикционными свойствами, хорошо сваривается со сталью, его применяют для изготовления биметалла сталь-латунь. Благодаря золотистому цвету, томпак используют для изготовления художественных изделий, знаков отличия и фурнитуры.
Двойные деформируемые латуни
Марка |
Область применения |
Л96, Л90, Л85, Л80 |
Детали машин, приборов теплотехнической и химической аппаратуры, змеевики, сильфоны и др. |
Л70 |
Гильзы химической аппаратуры, отдельные штампованные изделия |
Л68 |
Большинство штампованных изделий |
Л63 |
Гайки, болты, детали автомобилей, конденсаторные трубы |
Л60 |
Толстостенные патрубки, гайки, детали машин |
Многокомпонентные деформируемые латуни
Марка |
Область применения |
ЛА77-2 |
Конденсаторные трубы морских судов |
ЛАЖ60-1-1 |
Детали морских судов. |
ЛАН59-3-2 |
Детали химической аппаратуры, электромашин, морских судов |
ЛЖМа59-1-1 |
Вкладыши подшипников, детали самолетов, морских судов |
ЛН65-5 |
Манометрические и конденсаторные трубки |
ЛМц58- 2 |
Гайки, болты, арматура, детали машин |
ЛМцА57-3-1 |
Детали морских и речных судов |
ЛO90-1, ЛO70-1, ЛO62-1, ЛO60-1 |
Конденсаторные трубы теплотехнической аппаратуры |
ЛС63-3, ЛС74-3 |
Детали часов, втулки |
ЛС64-2 |
Полиграфические матрицы |
ЛС60-1, ЛС59-1 |
Гайки, болты, зубчатые колеса, втулки |
ЛЖС58-1-1 |
Детали, изготовляемые резанием |
ЛК80-3 |
Коррозионностойкие детали машин |
ЛМш68-0,05 |
Конденсаторные трубы |
ЛАНКМц75- 2- 2,5- 0,5- 0,5 |
Пружины, манометрические трубы |
Литейные латуни
Марка |
Область применения |
ЛЦ16К4 |
Детали арматуры |
ЛЦ23А6ЖЗМц2 |
Массивные червячные винты, гайки нажимных винтов |
ЛЦЗОАЗ |
Коррозионно-стойкие детали |
ЛЦ40С |
Литые детали арматуры, втулки, сепараторы, подшипники |
ЛЦ40МцЗЖ |
Детали ответственного назначения, работающие при температуре до 300 °C |
ЛЦ25С2 |
Штуцера гидросистемы автомобилей |
Поскольку латунь применяется в промышленности довольно широко, образуется большое количество латунной стружки. Данный вид отходов латуни получается при механической обработке латунных заготовок, такой как фрезерование, сверление, токарная обработка.
ООО «Красмет» закупает весь спектр лома и отходов латуни и других медных сплавов.
В случае, если Вы хотите продать лом и отходы латуни или других медных сплавов, заключить договор о поставках металлолома в адрес нашей компании, заказать вывоз металлолома, а также получить информацию по вопросам приема металлолома, ценам на металлолом на момент сдачи, позвоните нам и Вас сориентируют по ценам и условиям покупки лома и отходов латуни и стоимости услуг.
Телефоны специалистов:
+7 391 293 30 32
Так же обратиться к нам можно по электронной почте:
krasmet@list.ru